Обучение, инструктаж, IKO – в чем разница?

Несколько лет назад кайтбординг только начинал развиваться в Украине, причем в России все произошло немного раньше. Восновном начинали заниматься серферы, обучения как такового не было, единицы могли позволить себе научиться за границей. Однако имея навыки хождения на серфе и здравый смысл большинство самонаучились на кайте. Ведь принципы хождения с помощью ветра одинаковы, разница только в управлении. Сейчас ситуация изменилась. Особенно в 2007 году количество интересующихся этим видом спорта заметно увеличилось, новые технологии в оборудование упрощают обращение со змеем, соответственно количество учителей тоже не стоит на месте.

Условно учителей можно разделить на три группы: зарекомендовавшиеся кайтшколы, продавцов кайтовых марок, инструкторов (школы) с IKO-сертефикатами. Все они предлагают разные условия, программы и стоимость обучения, а также проконсультируют в области существующего оборудования. Давайте разберем все по порядку.

Вариант первый (правильный). Обучение в кайт-школе


Кайтшколы есть в Бердянске, Кириловке, Оленевке, Донузлаве, Одессе и др. Стоимость в среднем составляет 500 долларов за полный курс обучения.  Вы получаете личного инструктора, который будет вашим ангелом-хранителем, пока не научитесь возвращаться в точку старта. Он будет бегать (плавать на скутере) за вами по всей акватории, все показывать и обьяснять, особенно страховать. Именно на программе обучения хочеться остановиться по подробнее.


У разных  школ программы обучения примерно одинаковы, разные техники исполнения, но за 500 долларов вы гарантировано получите все, что нужно, а не только вид того что вы поехали, например одних только видов перезапуска кайта с десяток. Вы пройдете основные внештатные ситуации, чтобы в будущем иметь представление о способе выхода из них.

Условно я разделяю программу на три этапа:

  1. Основной. На этом этапе происходит моральное становление человека, как кайтера. Как говориться «Как ты его назовешь так он и поплывет». Все начинается с пилотирования пилотажкой, потом взрослым змеем, потом бодидраг (имитация езды но без доски). Однако не все так просто. Отрабатываются всевозможные внештатные ситуации, аварийные приземления, в разных погодных условиях (бодидраг при повышенном ветре, при слабом ветре), всевозможные виды перезапуска (как я уже сказал их с десяток будет) в зависимости от силы ветра, типа змея, как змей упал, где он находиться и др. Ну и конечно о безопасности. На этом этапе инструктор всегда стоит за вашей спиной и все контролирует. То есть здесь вы должны научится всему, чтобы правильно поступить, когда окажитесь наедине со змеем в середине акватории. Хотя частично инструктор вами будет немного управлять через рацию, все равно большинство работы далее будете делать сами. На самом деле поехать несложно, если поставить ученика в правильную позу, в правильные погодные условия, то через полчаса можно как-то случайно да и прокатиться пару метров, а что делать  потом? Поэтому этот этап и является основным, так как прививает всю логику вещей змееукращения.
  2. Вставание на доску и первые метры. Достаточно несложный этап при правильных погодных условиях и правильно подобранном оборудовании. Однако занимает больше времени, так как каждая ошибка стоит от 30 до 100 метров слива по ветру. Тут тоже инструктор бегает по берегу и ловит вас ниже по ветру, пытаясь постепенно приучать к самостоятельным приземлениям.
  3. Езда по ветру, вырезание против ветра. Последний этап, требует уже просто практики и времени. Важно научиться возвращаться в базу в любых погодных условиях (внезапных тоже). То есть базу знаний и навыки вам дали на предыдущих этапах, а здесь уже практика и разбор ошибок по рации и на берегу. Именно на этот этап влияют личные качества ученика.


По моим наблюдениям первые два этапа занимают около 30% времени от общего времени обучения, а вот в трудовом и денежном выражении – около 70% в общей стоимости обучения, здесь также больше вероятность повреждения оборудования. Первые два этапа – это труд инструктора, последний этап во многом зависит от способностей ученика. Например если в основном этапе не пройти различные внезапные погодные условия, перезапуски, то третий этап растянется во времени.


Вывод.  Итак за 300 долларов вы получаете неограниченное время обучения и личного ангела-хранителя, имеете представление об оборудовании, о личных предпочтениях и стиле катания, практически сами можете подобрать себе оборудование, предварительно протестировав.

Вариант второй. Инструктаж.

Может вам приходилось слышать такое: «Мол при покупке у меня комплекта оборудования обучение бесплатно (ну или чисто символически)». Во первых вы никакого представления об оборудовании не имеете, и можете купить совсем не то, особенно б/у.


В процессе учения за вами никто бегать по акватории не будет, так как обучаетесь на своем оборудовании, которое с успехом повредите (100%). Цель – не научить всему, что было описано выше, а тронуться с места и поехать по ветру. Максимум присутствия барыги наблюдается при первом пилотировании змея, так как обычно это змей барыги, после этого при еще не сгаснувшей эйфории приобретается свое оборудование, потом лекции типа: «Нужно делать так и так, вот змей, вот доска» и дальше месяцы обучения.

Посудите сами, какая ответственность продавца: пару лекций, немного послепродажного сервиса и все. Ведь денег конкретно за учебу у вас не берут, поэтому чисто психологически вы никаких претензий предъявить не можете. Стоимость обучения никак не закладывается в стоимость проданного оборудования, так как поток учеников случаен, а ценовая конкуренция высока. Такого рода инструктора/барыги обычно обитают в районе кайтшкол и то не постоянно, то есть постоянного места у них нет и в случае чего они не причем. Барыги приезжают и уезжают, а школы остаются и на них ложиться ответственность.

Конечно тут заложено что-то в нас, так как «Заплатить за что-то неосязаемое 500 долл., что там что-то покажут, расскажут» — нет, а купить оборудование и получить курс бесплатных лекций – это ближе к нашему пониманию.


Вариант третий. IKO


IKO – по-нашему Международная ассоциация кайтбординга. Наверное единственная. Стандартизировала и классифицировала умения кайтеров. Ученику выдается карточка, в которой заштриховано то, что он умеет. Причем для получения необязательно уметь кататься, достаточно пройти курс пилотажки на земле и вы получите свою карточку. В Украине эта карточка совершенно нигде не прокатит. Пригодиться она может только за границей, где в прокатных центрах вам должны дать скидку на прокат снаряги. Точно не буду утверждать, но на русских станциях может и возможно брать в прокат и без карточки, а вот где то в Европе могут и не дать, а обяжут пройти курс обучения в три дороже, чем у нас.

Другое дело, что получить сертификат инструктора IKO может любой желающий кайтер, который научился стабильно резаться против ветра и контролируемо прыгать и всего за 600 евро.

Обучение по этой системе самое безопасное, но и самое длинное, так как предполагает отработку многих навыком и нюансом много времени, особенно теории на берегу. Это они там на западе его придумали и оно там катит, так как почти всегда есть уверенность, что завтра будет дуть. В наших широтах такой уверенности нет. Поэтому, думаю, многие просто прикрываются сертификатами, но фактически упрощают процесс до первого варианта, описанного в начале.

Поэтому наличие такого сертификата – это полезный, но не важный аргумент.


Так что делайте выводы, не жалейте 500 баксов.