Курсы движения относительно ветра

Курс – это под каким углом относительно ветра вы движитесь. В парусном деле существует курс относительно ветра – угол  между направлением ветра и направлением движения судна, отсчитываемый от носа. В зависимости от величины этого угла курс относительно ветра может быть острым или полным.

Левентик (le vent)- положение относительно ветра, когда угол ветра около нуля. Поскольку парусное судно идти таким курсом не может, обычно говорят не «курс», а «положение левентик».

Галс – положение относительно ветра, когда угол ветра больше нуля. Соответственно правый галс – правая нога или рука впереди, то есть вы всегда стоите спиной против ветра, и движение в правую сторону – правый галс, в левую сторону – левый галс.

Бейдевинд (bij de wind)- острый курс относительно ветра, когда ветер дует под углом от 0 до 80°. Может быть крутой бейдевинд (до 50°) и полный (от 50 до 80°).

Полными курсы считаются, когда ветер дует под углом близким к 90° или под тупым углом к направлению движения. К таким курсам относятся:

  • Галфвинд (halve wind), или полветра - ветер дует под углом от 80 до 100°.
  • Бакштаг (bakstag) - ветер дует под углом от 100 до 150° (крутой бакштаг) и от 150 до 170° (полный бакштаг).
  • Фордевинд - тот самый «попутный ветер», которого желают морякам, хотя в парусном спорте этот курс отнюдь не самый быстрый, как следовало бы ожидать. ветер дует в корму под углом от 170° одного борта до 170° другого борта. Слабый ветер на этом курсе практически не ощущается, так как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха.

Лавировка. Прямо против ветра вы идти не можете. Если необходимо попасть в какую-либо точку, расположенную с наветра, то применяется лавировка — движение к цели курсом бейдевинд переменными галсами. Для смены галса необходимо совершить поворот. Собственно это то что мы все называем «Вырезаться против ветра». Так же помните, что при любом курсе вы немного дрейфуете по ветру, поэтому нельзя четко поставить направление движения до точки, нужно всегда брать курс немного выше на ветер, то есть с запасом.

Определение препятствий относительно вас.

Наветренная сторона (наветренный борт) – когда вы стоите спиной к ветру, то наветренной стороной будет спина, соответственно наветренный борт доски – тав где пятки.

Подветренная сторона – наоборот, это все, что находится спереди от вас(по ветру), когда стоите спиной к ветру. Подветренная сторона – это там где стоят ваши носки на кайтборде.

Если вы едете в свиче(обратной стойке), тогда все поменяется, там где стоят пятки – это подветренная сторона, а где носки – наветренная. Но смысл остается прежним – все считается относительно ветра.

Вымпельный ветер.

Вымпельный ветер (Apparent Wind) – это  комбинация двух ветров: того, который образуется при движении лодки(индуцированного) и истинного ветра, т.е. природного движения воздуха.. Если скорость движения по воде составляет 10 миль в час, то и скорость индуцированного ветра =10-ти милям в час в направлении на нос. Чем быстрее движется спортсмен, тем сильнее индуцированный ветер, и соответственно, сильнее вымпельный ветер. Он также усиливается, если вы идете на истинный ветер(против ветра).

Вообразите себя стоящим в полный рост в автомобиле с открытым верхом. Спокойный день, ветра почти нет. Как только машина тронется вперед, вы почувствуете слабое дуновение, которое будет усиливаться с увеличением скорости машины. При скорости 10 км/час вы будете ощущать дующий вам в лицо ветер силой 10 км/час. Это и есть вымпельный ветер. Теперь вообразите себя в том же автомобиле, но стоящем на дороге в направлении на север. Поперек дороги в западном направлении дует ветер со скоростью 10 км/час. Этот ветер, вызванный силами природы (в нашем случае дующий с востока) называется истинным. Вы будете ощущать его правой щекой. Если автомобиль начнет двигаться, вы не будете ощущать два различных ветра, один дующий в щеку, а другой прямо в лицо. Вы почувствуете ветер слагающийся из двух составляющих, истинного и ветра возникающего от вашего движения, это и есть вымпельный ветер. Его направление и сила будет зависеть от каждой из составляющих.

Например при фордевинде вы движетесь по ветру, однако это самый медленный из всех курсов, та как скорость вымпельного ветра равна разности скорости истинного ветра и скорости встречного потока воздуха.

Поэтому, когда движетесь с помощь паруса или кайта, неважно, законы движения у всех одинаковы. Разное лишь управление.