Пятая стропа – история появления, предназначение и недостатки.

История появления

Четырех стропные кайты имели ряд недостатков, сдерживающих развитие кайтбординга в целом. Люди, профессионально занимающиеся кайтом или просто те, кому легко даются экстремальные виды спорта, без особого труда справлялись с трудностями перезапуска, жесткостью кайта, узким ветровым диапазоном. Однако массовым кайтинг становился медленно. Это и не простое обучение, и финансовые затраты на количество оборудования, и необходимость быть в хорошей физической форме.

Для решения ряда проблем, сдерживающих как движение спорта в массы, так и неудобностей для спортсменов, начали на кайты ставить дополнительную пятую стропу, которая крепится за середину главного баллона. Первая проблема – нельзя просто доставить стропу на уже существующие модели, не предназначенные для этого. Такие кайты легко рвались пополам. Поэтому кайты изменялись: форма главного баллона, дополнялись разные защитные усиления, совершенствовалась система крепления на планке. У моделей, специально спроектированных под 5-ю стропу, как правило, тоньше передний баллон и больше радиус (больше проекционная площадь).

Таким образом, применение пятистропных кайтов облегчило жизнь начинающих, увеличило комфорт и удобство для профессионалов.

 

Проблема №1. Перезапуск кайта.

Классический перезапуск с опрокидыванием «на спину».

Это универсальный способ, который работает даже на гибридных кайтах. Принципиально не произошло никаких новшеств. Но запуск стал проще.

Обязательно перезапуск начинать с предстартового положения: когда кайт находится прамо по ветру и натянут.

В первом этапе запуска для поднятия кайта необходимо опрокинуть купол «на спину», для этого нужно было резко подплыть, ослабив натяжение строп. Это просто, когда мелкий водоем или достаточно сильный ветер, да и сноровка нужна. Многим это давалось с трудом, так как важно не переборщить с опрокидыванием, иначе кайт завернется и запутаются стропы. И чем слабее ветер, тем труднее его опрокинуть. Теперь нужно просто натянуть пятую стропу, и кайт легко ложится «на спину», и переопрокинуть тоже практически невозможно, но вероятность остается.

Во втором этапе запуска нужно  тянуть за боковую стропу для поднятия какой нибудь стороны кайта. Это тоже требует особой ловкости и практики: слишком быстро натянуть – кайт снова вернется в стартовое положение; слабо натянуть – может переопрокинутся и завернутся. То есть силу натяжения надо регулировать в зависимости от положения кайта и ветровых условий.

Запуск по принципу парафойловых кайтов.

Этот способ запуска вам знаком, так как БОУ-кайты(гибриды или плоскоарочники) так запускаются. Однако первоисточником является парафойл(конструкция параплана).  Некоторые фирмы придумали нехитрую систему для водных С-типов. Теперь не требуется опрокидывать кайт «на спину». Такой же принцип: просто тяни за боковую стропу, но в отличии от современных гибридов, кайт переворачивался в центре «ветрового окна», что сопровождалось рывком и при сильном ветре хорошенько протягивало. Это не являлось большой проблемой, если быть к этому готовым.

Такие системы были применены по умолчанию на кайтах: Cabrinha Nitro 2004-2005, SlingShot Disel, а также возможна была установка на SlingShot Fuel 2005.

Однако при слишком слабом ветре кайты этим способом не запускаются, им тяжело перевернутся, и С-типы, и Боу-кайты или Гибриды однозначны в этом. И тут те, кто умеет запускать классическим способом, могут запустить любой кайт. Правда и тут есть предел – в 1-2 м/с даже классический перезапуск не работает, но в такой слабый ветер это и не нужно.

Тем не менее пятая стропа более универсальна и завоевала применение на кайте, так как она решает не только проблему перезапуска.

 

Проблема №2. Проблема узкого ветрового диапазона.

Если чувствуешь, что начинает сильно передозить, нужно немного затянуть пятую стропу, угол атаки купола уменьшится. Все просто. Это полезно, когда нужно ходить по берегу с поднятым кайтом, но ветра чуток многовато. Или когда неожиданно приходит шквальный ветер, это помогает в экстренной ситуации вернутся на берег. Основная ошибка – это постоянное катание в передоз при затянутой пятой стропе. Кайт для этого не предназначен, он приобретает не естественную для него форму, в результате теряется четкость управления, и такое использование портит кайт гораздо быстрее. Применять пятую стропу нужно только а экстренных ситуациях.

 

Проблема №3. Новый способ страховки. Фристайл.

Это уже не проблема, а улучшение комфорта обращения с кайтом.

В 4-х стропниках страховочный лиш крепился к одной из строп. В некоторых кайтах к стропе управления, в некоторых – к передней(силовой). Я считаю лутшим вариантом крепление к одной из силовых строп, что в современных моделях производители так и делают. Если ветер сильный, то при отстреле кайт сильно закручивается, иногда  не сильно. Тут как повезет. Может и в слабый ветер закрутится. Но в 95% случаев отстрела все так запутывается, что перезапустить практически невозможно. Для выполнения трюков фристайлеры часто снимают кайт с трапеции, и если теряют планку, то все. Многие стали крепить страховку не к стропе, а к чикенлупу. И при потери планки кайт не отстреливается, но он тянет не управляемо. Что тоже не удобно, а порой и опасно. Если не использовать страховку, то фиг потом догонишь кайт.

Крепление страховочного лиша к пятой стропе решило эту задачу. Теперь при отстреле кайт не закручивается, а стропы не запутываются. Что очень удобно. Можно сколько угодно раз отстреливаться и снова запускать кайт. И в отстрелянном состоянии кайт очень послушный, ведь он просто висит на стропе. Можно запросто «пересидеть» шквальный ветер, при старом варианте кайт все равно продолжает закручиваться и стягивать, это создает опасные ситуации и кайт убивается бистре.

Все современные 4-х стропные кайты ведут себя подобным образом. Если ветер не сильный, могут просто упасть, не закрутившись. При сильном ветре в большинстве случаев отстрела они запутываются.

 

Теперь об отрицательных сторонах.

  1. Самое опасное для кайта. В рваный ветер, да и не только, когда кайт проворачивается на 360 градусов, пятая стропа может выполнить роль «удавки» и кайт может разрезать. Хотя в большинстве случаев на современных моделях стропа сползает(даже после проворота, когда боковые стропы провернуты во внутрь, можно дойти до берега), вероятность остается. Для устранения этого явления применяют хитрости. Например, применение отстрела пятой стропы. Но это есть не на все кайтах.
  1. Путаница на берегу. Конечно нужно распутать все это. Для уменьшения путания, стали соединять три стропы в одну, то есть две силовые и пятая стропа. Таким образом кайт как бы пятистропный но у вас всего три стропы. Правда увеличивается вероятность «Удавки», так как стропы разветвляются очень близко к куполу, при его провороте он может вывернуться не на 360, а на 180 градусов и застрять в таком положении. Хотя современные дорогие пятистропники настолько качественны, что при обычных условиях практически не выворачиваются.

 

Коротко обо всем.

Плоскоарочники, благодаря своей конструкции, уже решают первые две проблемы без применения пятой стропы. Для большинства катающихся этого достаточно. Если вы выбираете С-тип или Полугибрид, то здесь практически у всех кайтов есть пятая стропа.

Мое личное мнение:

  1. Считаю самой важной Проблему №3 и именно для ее решения считаю оправданным применение пятой стропы;
  2. Проблема №2 в современных С-типах практически решена(если не вдаваться в крайности), то есть расширен ветровой диапазон в сравнении со старыми жесткими моделями.
  3. Проблема №1 вообще для меня не существенна, так как могу перезапускать любой кайт любым способом.