Общая классификация кайтов

В этой статье я расскажу об общей классификации всех типов кайтов по конструктивным особенностям. То есть будут охвачены 99% всех существующих конструкций с кратким описанием по каждому типу. Конечно, нас больше интересуют надувастики, однако сейчас про все кайты, а про надувастики позже. Это для того, что бы вы представили всю иерархию и историю появления кайтов.

Итак, абсолютно все существующие конструкции  делятся на две огромные группы: парафойловые кайты и баллоники.

Парафойловые кайты

Внешне похожи на парапланы. Применяются в основном для лендкайтинга(маунтинборд, багги и др.) и сноукайтинга.

С технической стороны фойлы – самые совершенные кайты, а их аэродинамические характеристики намного превосходят даже самые крутые баллоники. Однако для воды они не очень практичны и практически не подходят для этого. Это потому, что для воды нужна совершенно другая тяга, немного другие характеристики.

Из всех парафойлов для использования на воде можно выделить только Flysurfer. Это единственные кайты, на которых можно кайтить по воде. Так 17-ка и большая доска для лайтвинда  уже при 2-х м/с можно серфить по идеальной водной глади. Ни один баллоник на это не способен, впрочем, как и по всем другим характеристикам, кайты Flysurfer на две головы превосходят любой баллоник. Однако есть нюансы. Во-первых, Flysurfer заметно дороже стоят, требуют хорошей площадки  для запуска и посадки, также кайты не любят турбулентного ветра из-за зданий и деревьев. Хоть они не тонут моментально, даже в небольшой ветровой волне, однако просто так положить на воду в любом месте и дрейфовать так же не желательно и проблематично. Другими словами, кайты не очень практичны.

Итак, парафойлы в свою очередь также подразделяются на разные подвиды. Бывают на ручках, на планке, клапанные и бесклапанные, гоночные, фрирайд, фристайл, бывают советские дешевые и иностранные дорогие(разница есть). Но это тема следующей статьи про классификацию фойловых кайтов. Для нас более интересны кайты с надувным каркасом.

Кайты с надувным каркасом.

Это наши привычные кайты с надувными баллонами, баллоники, надувастики, водные кайты – много названий. Эту тему мы рассмотрим более подробно. Все современные баллоники можно разделить на две группы: кайты без расстраповки(С-тип) и кайты с расстраповкой по переднему балону.

Кайты без поддержки по переднему баллону (С-тип).

Почему-то именно эти кайты получили распространение в начале 2000-х годов, да и названия «С-тип», насколько я помню, не было. Просто все кайты назывались просто кайтами. А слово «С-тип» в обиходе появилось в 2006-м с появлением первых коммерческих кайтов с подкупольной расстраповкой.  Теперь это слово «С-тип» ассоциируется со спортивными, трудными в управлении и очень экстремальными кайтами, не прощающими ошибки. Это используют почти все производители, когда в названиях и в описаниях своих кайтов с подкупольной расстаповкой используют этот термин для придания кайтам «крутости и спортивности» - но это все лишь маркетинг, так как кайты с расстраповкой не имеют ничего общего с «С-типом» и его характеристиками. Об этих загадочных «характеристиках С-типа» в следующий раз, когда будем более подробно рассматривать эти кайты. А сейчас рассмотрим их в общих чертах. 

Характерная особенность этих кайтов – крепление строп непосредственно к краям(ушам) кайта без дополнительных строп на куполе. Такой способ делает все кайты почти одинаковыми по форме. Просто физически невозможно делать их разными. Да, отличались, кто-то был шире и короче, кто-то уже и длиннее, но принципиально были одинаковы. Сравнивали по такой характеристике, как «аспект, относительное удлинение и т.д.», то есть соотношение длины и ширины. Но это уже не важно.

Сейчас этих кайтов меньшинство. Да, в теории немного уже ветровой диапазон, чуть сложнее перезапуск, тяжелей кататься в сильный передоз. Но на практике все как раз наоборот. Современные С-типы – это не старые цешки прошлых лет, это то, что обязательно нужно купить после одного сезона катания на плоскоарочнике.

С-типы также можно разделить на 4-х стропные и с поддержкой 5-й стропы.

  • 4-х стропные С-ки – кайты с классическим спортивным нравом. Могут комплектоваться и 5-й стропой, однако она не несет функциональной нагрузки, а нужна для упрощения перезапуска и помогает еще в некоторых моментах. То есть она выглядит провисшей. Пока мне вспоминается самый яркий представитель  - Slingshot FUEL.
  • 5-ти стропные С-ки – кайты с 5-й стропой, которая немного поддерживает профиль кайта, тем самым делая его более дружелюбным в передоз, однако и теряется весь смысл и драйв С-кайта, то есть «ни рыба ни мясо». Модели мне назвать сложно, так как в последнее время использую FUEL.

Кайты с поддержкой по переднему баллону (Гибриды)

Еще их называют плоскими кайтами, плоскоарочниками,  кто-то всю эту группу называет «гибридами», как противоположность С-типам. 

Кайты имеют подкупольные стропы, которые поддерживают весь передний баллон. Эти стропы собираются в 4 или 5 уздечек, к которым подсоединяем сами стропы. Это самый большой сегмент кайтов.

Хотя история этих кайтов начинается в 90-х, реальные первые коммерческие кайты появились в 2006-м году, которые вывела на рынок Cabrinha под названием «BOW-кайты». Однако это слово было запатентовано, правда не помню что там именно патентовали, но многие бренды решили не покупать патент братьев Легано и просто изменили некоторые конструктивные элементы. И дружно стали называть такие кайты «Гибридами», то есть уже не С-тип, но и не BOW. Так же много экспериментировали, создавали кайты-гибриды, которые переделывались в 5-ти стропные С-кайты и т.д. Короче так и появились названия: гибрид, SLE, sigma и так далее.

Сейчас названий стало еще больше. Стало модным в эти названия добавлять что-нибудь от С-типа, например Delta-С-shape, Open-C. Хотя еще раз повторю, что ничего общего с С-типами эти кайты не имеют.

Реально все эти названия имеют одну одинаковую конструкцию, это кайты с подкупольной расстраповкой. Сам принцип поддержки баллона многими точками крепления строп делает возможным придавать кайту любую форму, тем самым создавать множество конструкций. А все остальное – маркетинг и серьезно к названиям относиться не стоит, нужно рассматривать отдельные модели кайтов, тестировать и выбирать то, что нравиться.

Поэтому я решил назвать всю группу кайтов с подкупольной расстраповкой – гибридами. Это слово функционально правильно отображает сущность этих кайтов: 

  • Во-первых, как я уже сказал, в 2006-2008-х гг. под гибридом понимали нечто среднее между С-типом и БОУ, однако сейчас, в 2011г., это сравнение уже не уместно и давно устарело.
  • Во-вторых, хотя конструктивно эти кайты идентичны С-типу, но с функциональной точки зрения являются симбиозом С-типа и парафойла. От С-типа они унаследовали простоту конструкции и практичность на воде, а от парафойла – легкий запуск за заднюю кромку, большой ветровой диапазон и депауэер.

Может правильне было бы все кайты разделить на три больших групы по функциональному признаку: парафойлы, С-типы и Гибриды. Но сути это не меняет.

Но наша задача, все эти гибриды разделить хотя бы на несколько групп по нескольким основным характеристикам. Также можно использовать стили для этого: фрирайд, фристайл, рейс, лайтвинд, вейв, учебные кайты. Однако тут так же не все просто.  Поэтому следует подробно рассмотреть эту группу в отдельной статье.

 


Итак, вот и привели все кайты к общему знаменателю. В принципе, эта информация не нова для опытных кайтеров, ее можно было написать и в 2006-м году, и до сих пор она остается актуальной. Единственно, что за последние года расширился список названий проскоарочников.