Кайт-школа – лучший вариант

Значит решили заниматься кайтсерфингом. Езда на кайте с технической точки зрения – сложный процесс, а с точки зрения безопасности – еще сложней. Но в последние годы оборудование уже настолько дружелюбно, что учиться очень комфортно и довольно быстро, если подходить к делу с умом.

Итак самый простой, быстрый и комфортный вариант – обучение в кайт-школе. Как показал недавний обзор, кайт-школ в Украине предостаточно, а комфортный курс обучения стоит 500$. Предлагают и более бюджетные варианты, но чудес не бывает, вы просто на чем-то теряете. Поэтому за базу и возьмем стоимость обучения кайтбордингу в 500$.

Полной противоположностью является самообучение. И хотя все кричат, что самостоятельно обучаться очень трудно и опасно, тем не менее не все так плохо. Самообучение – также вполне приемлемый вариант, но при правильном подходе к процессу обучения, о чем новички вообще никакого представления не имеют. О «правильном и безопасном» подходе могут лишь немного догадываться виндсерферы и яхтсмены с большим опытом владения парусом и умением прогнозировать погоду.

Статистика показывает, что решающий фактор – финансы. Фактор территориальной близости к кайт-школе минимальный в наше время. Поэтому при выборе «платного» обучения в школе или «бесплатного» самообучения являются только финансы. Вот об этом я бы и хотел поговорить и показать, что 500$ за курс – это совсем не дорого, если сравнивать с той морокой, с которой столкнетесь, если таки решитесь самообучаться.

Первая проблема – покупка оборудования.

Нет, конечно, если вам на день рожденья подарили комплект оборудования, то обучаться за деньги как-то не охота, тем более за 500$. Проще сыпать в интернете свои вопросы(до каких пор накачивать, что-то у меня задние стропы сильно длинные и т.д.), а в ответах читать советы, что проще идти обучаться в школе. Тут вам решать.

Но 99.99% случаев все как раз наоборот. Покупается оборудование с твердой мыслью учиться самостоятельно. Что ж, давайте рассмотрим такой вариант. Для начала смотрим, сколько стоит новая снаряга. Основной комплект обойдется примерно в 1800-3000$(кайт-доска-трапеция). Не будем вдаваться в подробности, а ведь еще и гидрокостюм нужен, да и второй кайт не помешал бы, скидки, не в этом суть. А суть в том, что глупо потратить 2000-3000$ на непонятно что, так как в снаряге вы не разбираетесь вообще, плюс вы убьете ее за первый месяц. 

Тут намного разумней сначала взять курс за 500$ и «все пощупать», то есть научиться на чужом оборудовании, с помощью профессионального инструктора, потом потестить разную снарягу и определиться с той, которая вам больше подходит. А в конце получить обратно свои 500$ в виде скидки на оборудование, плюс дальнейшие, пожизненные, скидки при покупке оборудования в той школе, где учились. ОГО! Неправда ли?

Идем дальше. Значит при выборе самостоятельного обучения новое оборудование покупать не разумно. Значит смотрим на б/у. А б/у можно разделить на три типа.

  1. Самое дешевое. Кайты  за 300$, доска за 150-200. Это либо старый хлам, типа старых кайтов типа С-тип 2004-2005гг., либо сильно убитое первое поколение боу-кайтов 2006-го, которое будет рваться при первом же хлопке об воду. В любом случае вы намучаетесь так, что станните виндсерфером и будете сидеть в слабый ветер на берегу и подкалывать катающихся кайтеров.
  2. Средне-дешевое. Это кайты в диапазоне 500-600. Как правило это либо 2-3х летние кайты дешевых брендов, купленные новичками с целью того же самообучения для себя и «попробовать» всем друзьям, либо морально-старенькие кайты(2007-2008) дорогих брендов из личного аккуратного пользования. Состояние – как повезет.
    С досками проще – они практически не меняются уже несколько лет, да и не убиваються. Поэтому практически все доски в районе 300-400$ сюда попадают.
  3. Разумное б/у – хорошие кайты дешево никто продавать не будет. Тем более, что прогресс для обычного любителя идет очень медленно(что кайт 2008, что 2010 – большой разницы нет), главное – состояние. Если посмотрите барахолки, то что-то хорошее дешевле 800$ сложно найти. Плюс 400-500 за доску, с трапециями вообще напряг. Так где-то и выйдет дешевле на 30-50% от новой, зато будет из дорогих брендов, из личного пользования, в идеальном состоянии.

Как видите, выбор не так и велик. Минимально – выбирать из средне-дешевой категории, тогда это хоть как-то будет смотреться с самообучением. Плюс и не жалко будет, да и не так много потеряете при дальнейшей продаже. Сюда же можно отнести еще одно устойчивое мнение – куплю дешевое, все равно убивать, так хоть не жалко будет.

По большому счету вопрос выбора конкретного оборудования здесь также не стоит, главное – состояние, дорогой бренд, цена. 

Что касается категории «Разумное б/у», то здесь как раз проходит тонкая грань между целесообразностью самообучения на собственном б/у оборудовании и на школьном. Потому как разница между убиванием своего б/у оборудования за 1500-1800$ и обучением в школе плюс приобретение нового оборудования со скидкой и остальными бонусами и находиться в районе тех самых 500$.

Тут вы сами должны решить, сэкономить ли эти 500$ и учиться самому, или доложить и не иметь никакой головной боли в последующем.

Проблема выбора б/у оборудования.

Итак, если прошли обучение в школе, то вы достаточно опытны для определения того оборудования, которое нужно(гибриды, боу, дельты и прочая ерунда) и его количества(кому-то один кайт и две доски, кому-то – наоборот., более комфортные размеры), плюс получили разные бонусы(консультации, бесплатно протестировали нужную снарягу, скидки). Тут как бы все понятно.

Покупаете средне-дорогое б/у, тут просто выбор не особо большой, да и не жалко так сильно.

А вот выбор хорошей б/у снаряги может сильно озадачить. Сумма не такая уж и маленькая, как в средне-дешевой категории, поэтому хочется выбрать один раз и надолго, чтоб меньше потерять в дальнейшем. Выбор б/у из этой категории довольно широк, а опыта НОЛЬ в прямом смысле слова. Надо бы купить такую снарягу, что б и в обучении была проще, и для дальнейшего прогресса хватило.

Казалось бы самый простой способ – задавать глупые, не подготовленные вопросы в интернете. В результате будете читать такие же ответы.

К сожалению, в выборе снаряги чудес также не бывает, есть бренды и продавцы, агитирующие за себя и свое оборудование. Вы же с опытом и знаниями «НОЛЬ» можете только с ними соглашаться. Но желание получить максимум оборудования за минимум суммы остается.

Со своей стороны дам просто несколько советов:

  • Для начала обучения подходят кайты типа «БОУ», либо с очень тяжелой и нагруженной планкой. Такие кайты медленные и сильно тянут.
  • Более компромиссные кайты – учебные гибриды, там также, чем планка туже и нагруженная, тем лучше. У многих брендов есть такие модели и позиционируются как начинающе-среднего уровня.
  • В меньшей степени подходят про-кайты с очень легкой планкой и быстрым разворотом. Но при желании или возможности тоже сойдет, хоть в первое время будет сложней видеть ошибки.
  • Лучше учиться на больших кайтах и слабом ветру. Минимальный размер для самого легкого райдера – 12, лучше 13-14. Маленькие размеры требуют сильного ветра, при котором цена ошибки больше, плюс они слишком резвые.
  • Доски брать больших размеров, в первое время минимум от 140см. даже для самых легких. А лучше 145-160см., пока не научитесь резаться, потом поменяете на размер, соответствующий вашему весу и стилю катания.
  • Трапеция лучше сидячая, так как не сползает вверх, а с нижним центром тяжести легче резаться.

Проблема третья. Количество оборудования.

В кайт-школе обычно предусмотрена линейка снаряжения на одного ученика для разных ветровых условий и разного уровня. От больших досок-дверей 160-170см. до ваших любимых и обсуждаемых на форумах 130см. И с кайтами также – несколько размеров для разного ветра.

А вы же купите что-то одно, и всегда будет не хватать то ветра, то еще чего-то.

Подобная проблема еще возникает, когда вы придете в школу со своим одним кайтом и одной доской и попросите обучать на своем оборудовании. И вам никто не откажет, и сделают существенную скидку с курса. Вот только в результате можете много времени просидеть на берегу, тут как повезет с погодой. И будут просьбы о прокате школьного снаряжения. Короче, как ни крути, а обучение курсом в школе выгодней.

О времени обучения.

И тут кайт-школа выходит на передний план. Специальное оборудования для обучения, его количество для разной погоды, инструктор всегда с вами – все это в совокупности составит максимум неделю времени, причем что-то вполне осмысленное будет уже на второй-третий день.

Самостоятельное обучение, даже при консультациях друзей и интернета затянется на месяц. А если вы не имеете возможности выходить в море каждый день, а только по выходным, плюс наша нестабильная погода, плюс у вас один кайт. Так уйдет все лето. 

Ну вот, разобрали все за и против. Вам решать.

Есть конечно варианты посередине: советует и обучает друг, или бесплатное обучение при покупке, еще есть разные акции по 100$(два часа пилотирования),  Но в корне ситуации это не поменяет. Вы сначала купите то оборудование, какое будет или то, которое подойдет по цене, потом все равно что-то поменяете, потеряв при перепродаже.

Возиться с вами, как это делается в школе, никто не будет, даже из друзей. Так как все хотят кататься. Максимум – первые час два пилотирования кайта, дальше – подсказки и советы на берегу или подобное, а убивать будете свое оборудование. Опять же все обучение будет длиться дольше.

Далее программа обучения кайту в кайт-школе